Профилактика или пропаганда?

Профилактика или пропаганда?

  Можно ли отличить пропаганду от информирования?..
  Многие сразу же проводят параллель между профилактикой и информированием. Это сравнение неудачно и часто ведет к слабым результатам. Информирование важно, но нужно осознавать не только то, какая информация посылается, как она передается, но и каких результатов можно ожидать в итоге.
Информационная деятельность заключается в том, чтобы сообщать сведения о фактах и мнениях, тщательно сформулированных и четко разграниченных. Цель пропагандистской деятельности – не информирование, а убеждение, распространение только таких фактов, мнений и вымыслов, маскирующихся под факты, которые могут побуждать людей бездумно действовать в нужном пропагандисту направлении.
По этой тематике проводилось немало исследований. Вот один из примеров массовой информационной работы о вредном воздействии табака в США. Ученые проводили исследование 20 000 молодых людей в течение 8 лет. Группа была разделена на две части, где одна часть с 10 до 18 лет получала тщательно подготовленную обучающую информацию, а другая часть была оставлена без какой-либо специально направленной информации. По достижении группой 18-летнего возраста было измерено, сколько молодых людей курили. В той части группы, с которой занятий не проводилось, оказалось 27,8% курильщиков. Как же выглядели данные группы, которая в ходе всего срока обучения в школе получала массу специально подготовленной информации об опасности курения? Оказалось, что в возрасте 18 лет курило 27,4% членов группы. Результаты удручающие. Профилактическая программа, направленная исключительно на информирование, оказалась безрезультатной.


Еще один американский эксперимент, в этот раз касающийся информирования о наркотиках. Во времена президента Рейгана проводилась большая кампания против наркотиков. Она велась женой президента, и о ней вспоминают до сих пор. Во многом это определялось характером рекламы, показывавшейся на ТВ, в которой демонстрировалось вредное воздействие наркотиков. В ходе кампании многие общественные организации проводили акции по информированию о наркотиках. Рекламные бюро помогали кампании бесплатно, ТВ каналы бесплатно предоставляли время для тематических показов. Многие известные люди постарались рассказать, как опасны нелегальные наркотики. До начала кампании в США число молодых людей, пробовавших наркотики, было невероятно высоко. Среди 16-летних число тех, кто хотя бы раз в жизни попробовал нелегальные наркотики, приближалось к 50%. Результатом, достигнутым в ходе кампании, стало то, что общее отношение к наркотикам стало более негативным. Когда общее отношение к наркотикам становится более негативным, меньше людей пробует их. Это тоже было научно доказано в ходе кампании.
Какой же результат был достигнут в итоге? Исследования, проведенные по ее окончании, показали, что только около 30% 16-летних молодых людей пробовали наркотики. Для сравнения, в Швеции в начале 90-х наркотики пробовали примерно 3-4% молодежи того же возраста.

Посредством одного только информирования лучших результатов достичь нельзя. Если нашим единственным оружием будет только информирование, около 25-30%  молодежи все равно будут пробовать наркотики.
Значит ли это, что информирование – бессмысленное занятие? Вовсе нет. Оно очень важно, но нужно понимать, для чего. Даже здесь есть, в определенной степени, моральное измерение. Ясно, что молодежь должна получить знание о вредном воздействии наркотиков, чтобы самостоятельно прийти к решению отказаться от их приема. Это - долг взрослых. Наши дети не должны обвинить нас в том, что они не имели представления о том, как опасно принимать наркотики, и что они ничего не знали. Другой позитивной стороной является то, что благодаря информированию можно завоевать общественную поддержку антинаркотической политики. Эта поддержка необходима для использования наиболее действенного способа профилактики наркомании.