Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

 

 Принято на заседании Педагогического
совета школы,
протокол от « » _____________ № _______ УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
___________ Е.Н. Елпанова
приказ № _____ от ___.____2013
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Владимирская средняя общеобразовательная школа
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы и регламентирует правила организации и осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, их перевод по итогам года в следующий класс.
1.2. Действие настоящего положения распространяется на всех обучающихся, принятых в образовательное учреждение на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего образования, а также на родителей, (законных представителей) обучающихся и педагогических работников, участвующих в реализации указанных образовательных программ.
1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются на основе системы оценок, в соответствии с формами и порядком, установленными Уставом школы.
II. Текущий контроль успеваемости обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся (далее – текущий контроль) представляет собой совокупность мероприятий, включающих планирование текущего контроля по учебным предметам (курсам) учебного плана образовательных программ начального общего, основного общего образования, разработку содержания и методики проведения контрольных работ, лабораторных и практических работ, тестирование; проверку (оценку) хода и результатов выполнения обучающимися указанных работ, а также документальное оформление результатов проверки (оценки), осуществляемых с целью:
- оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся и динамики их роста в течение учебного года;
- выявления индивидуально значимых и иных факторов (обстоятельств), способствующих или препятствующих достижению обучающимися планируемых образовательных результатов освоения соответствующей образовательной программы;
- изучения и оценки эффективности методов, форм и средств обучения, используемых в образовательном процессе;
- принятия организационно-педагогических и иных решений по совершенствованию образовательного процесса в школе.
2.2. Форму текущего контроля успеваемости определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущего контроля отражается в рабочих программах по каждому учебному предмету учебного плана.
2.3. Предметом текущего контроля является уровень овладения обучающимися:
- системой предметных знаний, включающей опорные знания (ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы), усвоение которых принципиально необходимо для успешного обучения, и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорные знания, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения других учебных предметов;
- навыками действия с предметным содержанием, предполагающими использование адекватных знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировку и классификацию объектов; анализ, синтез и обобщение учебного материала; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации.
2.4.Текущий контроль осуществляется в следующих формах:
- проведение контрольных работ, лабораторных и практических работ, тестирования, самостоятельных работ с выставлением обучающимся индивидуальных текущих отметок успеваемости по результатам выполнения данных работ;
- выведение четвертных (полугодовых) отметок успеваемости обучающихся путем обобщения текущих отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующей учебной четверти (учебного полугодия).
2.5. Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебного года, определяется рабочими программами учебных предметов с учетом планируемых образовательных (предметных и метапредметных) результатов освоения соответствующей образовательной программы начального общего, основного общего образования.
Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебной четверти (полугодия), определяется календарно-тематическим планом, составляемым учителем на основе рабочей программы соответствующего учебного предмета, и доводится до сведения обучающихся не позднее одной недели со дня начала учебной четверти (полугодия).
2.6. Содержание и порядок проведения отдельных контрольных работ, включая порядок проверки и оценки результатов их выполнения, разрабатываются учителем с учетом следующих требований:
- содержание контрольной работы должно соответствовать определенным предметным и метапредметным результатам, предусмотренным рабочей программой учебного предмета;
- время, отводимое на выполнение устных контрольных работ не должно превышать семи минут для каждого обучающегося; письменных контрольных работ в начальных классах - одного учебного часа; в V- классах - двух учебных часов;
- устные и письменные контрольные работы выполняются обучающимися в присутствии учителя (лица, проводящего контрольную работу); отдельные виды практических контрольных работ (например, выполнение учебно-исследовательской работы, разработка и осуществление социальных проектов) могут выполняться полностью или частично в отсутствие учителя (лица, проводящего контрольную работу);
- в случаях, когда допускается выполнение обучающимися контрольной работы не только в индивидуальном порядке, но и совместно в малых группах, порядок оценки результатов выполнения работы должен предусматривать выставление индивидуальной отметки успеваемости каждого обучающегося независимо от числа обучающихся, выполнявших одну работу.
2.7. Конкретное время и место проведения контрольной работы устанавливаются учителем по согласованию с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. Установленные время и место проведения контрольной работы, а также перечень предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо для успешного выполнения данной работы, требования к выполнению и (или) оформлению результатов выполнения (критерии, используемые при выставлении текущей отметки успеваемости) доводятся учителем до сведения обучающихся не позднее чем за два рабочих дня до намеченной даты проведения работы.
2.8. Выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами учебных предметов, является обязательным для всех обучающихся.
Обучающимся, не выполнившим контрольную работу в связи с временным освобождением от посещения учебных занятий в школе и (или) от выполнения отдельных видов работ (по болезни, семейным обстоятельствам или иной уважительной причине), а также самовольно пропустившим контрольную работу, предоставляется возможность выполнить пропущенные контрольные работы в течение соответствующей учебной четверти (полугодия), либо по истечении срока освобождения от учебных занятий.
2.9. В течение учебного дня для одних и тех же обучающихся может быть проведено не более одной контрольной работы.
В течение учебной недели для обучающихся II-IV классов может быть проведено не более трех контрольных работ; для обучающихся V-VIII классов - не более четырех контрольных работ; для обучающихся IX классов - не более пяти контрольных работ.
Ответственность за соблюдение требований настоящего пункта возлагается на заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе, согласующего время и место проведения контрольных работ.
2.10. Ход и результаты выполнения отдельной контрольной работы, соответствующие предмету текущего контроля, оцениваются на основе следующей шкалы текущих отметок успеваемости: 5 баллов - «отлично»; 4 балла - «хорошо»; 3 балла - «удовлетворительно»; 2 балла - «неудовлетворительно».
2.11. Индивидуальные отметки успеваемости, выставленные обучающимся по результатам выполнения контрольных работ, заносятся в классный журнал, а также в дневники обучающихся.
2.12. В интересах оперативного управления процессом обучения учителя, помимо контрольных работ, вправе проводить иные проверочные работы с целью выявления индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в том числе в отношении отдельных обучающихся.
Количество, сроки и порядок проведения проверочных работ устанавливаются учителями самостоятельно. Отметки успеваемости, выставленные обучающимся по результатам выполнения проверочных работ, заносятся в классный журнал учителем.
2.13.Четвертные (полугодовые) отметки успеваемости обучающихся
выводятся по окончании соответствующей учебной четверти (полугодия) на основе текущих отметок успеваемости, выставленных обучающимся в классный журнал, по результатам выполнения контрольных работ, проведенных согласно календарно-тематическим планам изучения соответствующих учебных предметов.
Четвертная (полугодовая) отметка успеваемости обучающегося по учебному предмету определяется как среднее арифметическое всех отметок ( с учетом отметок, выставленных за контрольные работы), выставленных в течение учебной четверти (полугодия) и выставляется целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
    1. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1, 2 ( в 1 полугодии) классов осуществляется посредством ежедневной проверки полноты и качества, выполненных ими работ, завершающейся дачей необходимых индивидуальных рекомендаций обучающимся и (или) их родителям (законным представителям) по достижению планируемых образовательных результатов, предъявляемых образовательной программы начального общего образования. Четвертные отметки успеваемости по учебным предметам, обучающимся 1,2 (в первом полугодии) классов, не выводятся.
 
 
 
III. Промежуточная аттестация обучающихся
3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
3.2. Под промежуточной аттестацией обучающихся понимается совокупность мероприятий по установлению соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего или среднего общего образования на момент окончания учебного года.
3.3. Перечень учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию, формы и порядок ее проведения устанавливается решением педагогического совета школы. Данное решение утверждается приказом директора школы.
3.4. Промежуточная аттестация обучающихся 1, 2 (в первом полугодии) классов осуществляется в форме годовых контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению. Результаты годовых контрольных работ оцениваются по двузначной шкале: «усвоил» или «не усвоил».
    1. Промежуточная аттестация обучающихся 2-8 классов может проводиться как письменно, так и устно. В качестве годовой контрольной работы рассматриваются итоги Регионального квалиметрического мониторинга, который проводится ежегодно на основании приказа Государственного управления образования Псковской области.
К письменным формам аттестации относятся:
  • диктант (3-8 классы);
  • тестирование (4-8 классы);
  • контрольная работа по математике (3-8 классы);
  • РКМ
 
 
К устным видам промежуточной аттестации относятся:
  • проверка техники чтения (3,4 классы);
  • защита рефератов(7,8 классы)
  • зачет (5-8 классы);
  • собеседование (8 класс).
3.6. Контрольно-измерительные материалы, тематика рефератов, перечень тем учебного курса для собеседования при проведении промежуточной аттестации разрабатываются учителем в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, рассматриваются на заседании МС школы и утверждаются директором школы. Весь материал сдается заместителю директора школы по учебной работе не позднее, чем за две недели до начала аттестационного периода.
3.7. Расписание проведения промежуточной аттестации, состав аттестационных комиссий доводятся до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за две недели до начала аттестации.
3.8. С целью содействия урегулированию и разрешению спорных и конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательного процесса в период проведения промежуточной аттестации, в образовательном учреждении создается конфликтная комиссия, состав которой, утверждается приказом директора школы. Члены конфликтной комиссии осуществляют свою работу в соответствии с Положением о конфликтной комиссии.
3.9. От промежуточной аттестации в переводных классах на основании решения педагогического совета школы могут быть освобождены обучающиеся:
а) имеющие отличные отметки по всем предметам, изучавшимся в текущем учебном году;
б) по состоянию здоровья на основании заключения лечебного учреждения;
б) победители и призеры муниципального, регионального, федерального этапов Всероссийской олимпиады школьников и конкурсов;
г) в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
д) обучающиеся по состоянию здоровья на дому;
е) по семейным обстоятельствам на основании заявления родителей (законных представителей).
3.11. Список обучающихся, освобожденных от промежуточной аттестации, утверждается приказом директора школы.
3.12. Обучающиеся, заболевшие в период промежуточной аттестации, могут быть освобождены на основании справки из медицинского учреждения.
3.13. Оценки, полученные в ходе промежуточной аттестации, заносятся в классный журнал. Годовые отметки по учебным предметам выставляются с учетом четвертных, полугодовых отметок и результатов промежуточной аттестации. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных результатах, полученных им в ходе промежуточной аттестации, о расписании дополнительных занятий (консультаций) и сроках повторного прохождения аттестации.
3.14. В случае получения одной неудовлетворительной отметки в период проведения промежуточной аттестации ученик переводится в следующий класс условно.
    1. Обучающийся, имеющий академическую задолженность вправе пройти повторно промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету в пределах одного года с момента образования академической задолженности.
    2. Перевод обучающихся осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г., Уставом образовательного учреждения и Порядком перевода, отчисления, восстановления обучающихся.